Аркадий Ровнер (Москва) ТРОПА ВОСХИЩЕННОСТИ – ОПЫТ КУЛЬТИВАЦИИ ВЫСОКИХ СОСТОЯНИЙ

1. Состояние – это прежде всего причастность к определенному пространству, и потому оно имеет качества того пространства, частью которого оно является. Социально обусловленные низшие состояния являются объектами изучения и научения, в то время как высшие состояния могут быть лишь плодами индивидуального усилия и проксимального водительства.
2. Человек является продуктом тотальной суггестии воспитания, образования и общественной жизни.
3.Путь достижения высоких состояний предполагает освобождение от суггестии и устранение течей. Выходящий из коллективной суггестии человек входит в социально и культурно необусловленный мир, который не является миром высоких состояний – высокие состояния это только одна из возможностей, открывающихся перед таким человеком.
4. Человек, выходящий из системы коллективной суггестии, сам ответственен за инициированный им процесс. Руководство извне не может быть чем-то большим, чем консультирование. В этом процессе ни одна технология не исключается, но и не является необходимой.
6. На ответственном этапе пути он узнает тех, кто идет рядом с ним и образует с ними «эйдотическое братство», основанное на взаимопомощи, общем языке и общем пространстве.
7. С точки зрения системы социальной стратификации можно сказать: неважно, каким путем человек идет, если он выходит на «тропу восхищенности», где у него появляется реальный шанс трансформации.
8. С точки зрения внутренней логики пути нужно сказать: человек всегда находится на тропе восхищенности, и другого пути у него нет.

ТРИ СПОСОБА РАБОТЫ С ДУШЕВНЫМИ СТРАДАНИЯМИ:
1) психотерапия (адаптация к нормальной жизни)
2) искусство (разрядка напряжения)
3) духовные практики
В христианстве и буддизме методы помощи безумцам интегрированы в жизненный опыт и не выделяются в отдельную область. Христианская практика нравственности говорит: борись со страстями, не допускай их. В буддизме существуют тантрийские методы работы со страстями, трансформация их в мудрость. Если для тебя характерны какие-то проявления гнева, зависти, недоброжелательства, агрессии, ты начинаешь делать соответствующие практики и тренируешься опознавать свою скрытую характерность, которая на самом деле и сводит тебя бессознательно с ума. Опознавать ее как свою силу, как свою энергию. Духовные практики расширяют сознание и снимают ограничения, загоняющие нас в угол. Христианская аскетика, монастырские уставы, буддийская дисциплина - все начинается с отслеживания эмоций, порождающих страсти. За этим следует работа со страстями, их трансформация - ведь страсти накапливают негативные тенденции и вносят путаницу в наши жизни, и снятие ограничений - выход в другие состояния, пространства, за пределы ума. (Поля: "нормального" ума) .
Все три способа работы с состояниями человеческого сознания присутствуют в практике шамана. Шаманизм, по большому счету, является архетипом встречи человека с неизвестным.
(Поля: Из истории...) У истоков человеческого рода лежит безумие, глобальная шизофрения. Современный рассудок формировался с течением истории, в ответ на жизненное требование устойчивого ядра, которое регулировало бы социальное поведение, - нормы. Однако отношение к безумию долгое время оставалось мягким, радикально изменилось оно после практики Инквизиции. Когда христианская Церковь стала относится ко всему языческому прежде всего как к демоническому. И все "голоса", отличные от голосов пророков и Библии стали восприниматься как бесовские. Необходимость контроля этих голосов и привела к формированию института безумцев в современном понимании. Формировалась ИДЕОЛОГИЯ! Параллельно с этим шли пытки, история тюрьмы. Всех ненормальных в плане поведения изолировали и репрессировали. И, в конце концов, где-то в 16 веке безумцев стали содержать вместе с преступниками. Только в 18-19 вв. стали появляться сумасшедшие дома, где безумцев изолировали от общества. А в эпоху гуманизма моря бороздили корабли дураков - общество выпускало на волю волн, на все четыре стороны, ни к чему не пригодную сумасшедшую братию.
Современная психиатрическая практика неотделима от практики медицинской. В ее основе лежит подход к человеческому телу как к механизму, как к машине. Психические же болезни рассматриваются как неполадки тела. Конечно, есть безумие врожденное, запущенные случаи и необратимые процессы. Не все безумие - духовный кризис, но и далеко не все - болезнь. Часто безумие - священно, оно несет в себе наше творческое измерение. Наши творческие возможности. (Поля: В играх с безумием, в этой охоте за бессознательным, действует закон: умные становятся умнее, а глупые глупее.)
Практическое, конкретное знакомство с безумием ждет каждого из нас, по крайней мере в момент смерти, в Бардо. Для того, чтобы не сойти с ума в ответственный момент и не пропустить Ясный Свет, полезно познакомиться со всем этим сейчас, пока мы в состоянии это сделать.