Ирина Курис (С-Пб) Медитация как опыт

Медитация, как состояние или процесс может в полной мере оценить только тот, кто постоянно медитирует. Естественные вопросы, которые возникают в этой связи: - зачем это нужно, что это даёт, как это происходит? Один же из наиболее часто задаваемых вопросов – становимся ли мы от этого счастливей? Мне хотелось бы поделиться своим представлением о медитации и попытаться ответить на эти вопросы, не вдаваясь в научную терминологию. Поскольку, мой опыт показывает, что чем проще мы говорим о сложных и серьёзных вещах, тем это наиболее убедительно.

Слово «медитация» в переводе означает созерцание, размышление. Но, на мой взгляд, это не отражает в полной мере сущность медитации ни как состояния, ни как процесса. Большинство авторов, пишущих на эти темы, сходятся в мысли на том, что медитация – своеобразная гигиена ума и духа. С этим трудно не согласиться. Поскольку гигиена предполагает постоянное содержание и поддержание тела в чистом виде. Это не только необходимо, но приятно и полезно. Достаточно вспомнить какое наслаждение даёт нам обычная ванна. Нетрудно предположить какое очищение чувств, мыслей и духа даёт медитация. Но это ничтожно малая часть. Мы можем не задумываться над этим, но, тем не менее, получаем, причем в самых разных формах и проявлениях. Медитация всегда дает возможность абстрагироваться от ситуации, выйти в над?эмоциональное состояние, то есть в состояние не вовлеченности.

Медитация – это не только внутренняя практика; как процесс - это подготовка пространства для получения ответа на те вопросы, которые нас волнуют. И эти ответы невозможно получить в обыденном состоянии сознания, заполненном нашими повседневными заботами, эмоциями и т.д. Это как очищение: ума – от ненужных мыслей; души – от ненужных эмоций; тела – от ненужных ощущений. Можно ли задавать себе вопрос, чувствуем ли мы себя счастливей? Лично я не уверена даже в корректности этого вопроса. Тем более, что счастье, как эмоциональное переживание очень кратко по времени, и мы часто вспоминаем об этом post faktum. Люди, которые медитируют постоянно подходят к медитации более рационально, как это ни странно может показаться на первый взгляд. И в этом ничего необычного нет, поскольку является естественным следствием содержания.

Вспомним о двадцати двух ступенях медитации (Ю.Каптен). Каждая из ступеней – это определенный опыт. Это переживание состояния, и это, безусловно, информация для размышления. После понимания медитации – как внутреннего очищения, на второе место я бы поставила медитацию как процесс, способствующий получению информации. Он может охватывать круг совершенно разных вопросов: от самых обыденных, связанных с грубой материей до высоко духовных. Это совсем не обозначает, что мы должны перестать думать. И ответы мы можем получать разным способом: посредством рационального мышления (включая левое полушарие) и внерационально (включая правое полушарие).

Практика медитации предполагающая сосредоточение внимания, дает инструментарий для развития различных видов концентрации внимания, и, как результат, естественное развитие психических возможностей. На мой взгляд, самым ценным является нетривиальность подходов. Для людей, занимающихся трансперсональной психологой медитация является важнейшей составляющей процесса. Без медитации невозможно выйти на уровень внерационального знания; невозможно ощутить и осознать суть трансперсонального опыта, прийти к мистическому прозрению. Хотя это может показаться спорным. Но без медитативной практики невозможно говорить о трансперсональном. Эту тему можно продолжить, раскрывая в ту или иную сторону. Поэтому я предлагаю делиться индивидуальным опытом, поскольку практика показывает, что в каждой модальности есть свои особенности медитативной практики.

Рекомендуемая литература по медитации:

1. Вестник БПА, Вып. 68. – 2006 г. (От релаксации к медитации)

2. Вестник БПА, Вып. 74 – 2007 г. (Продолжение темы Вып.68 – 2006 г.)

3. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. Киев.: София, 1993

4. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Андреев и сыновья, 1993

5. Кабат-Зинн Дж. Куда бы ты ни шел – ты уже там: медитация полноты осознавания в повседневной жизни. М.: Класс, 2001

6. Майков В., Козлов В. (2004) Трансперсональная психология -- истоки, история, современное состояние. Москва: АСТ, Трансперсональный институт, Кравчук.

7. Спивак Д.Л. (2000) Измененные состояния сознания: Психология и лингвистика. Санкт-Петербург: Ювента.

8. Тарт Ч. (1996) Практика внимательности в повседневной жизни. Москва: Трансперсональный институт.

9. Тарт Ч. (1997) Пробуждение -- Преодоление препятствий к реализации возможностей человека. Москва: Трансперсональный институт

10. Хант Г. (2004) О природе сознания -- С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения. Москва: АСТ, Трансперсональный институт, Кравчук.