Татьяна Гинзбург Карта для начинающего путь
Предлагаемая Вашему вниманию статья, посвящена проблеме выбора духовной практики для людей, вступивших на Путь внутреннего поиска ответов на самые животрепещущие вопросы, так или иначе встающие практически перед каждым человеком. Существующие в невероятных количествах практики, методики, технологии и т.д., относящиеся к самым различным культурам не столько могут помочь, сколько еще больше запутать начинающих адептов. Хорошо это или плохо? На что опереться при выборе? Над этим размышляет автор – Татьяна Гинзбург, имеющая многолетний опыт занятий дыхательными практиками.
«Все смешалось в доме Облонских»
Мы живем сейчас в эпоху хаотического смешения культур, тогда, когда на бензоколонке в Подмосковье можно купить японские суши, в игровом автомате, стоящем в продуктовом магазине в пригороде Санкт-Петербурга, наигрывается мелодия Лунной сонаты и Хава-Нагила попеременно, а лучшими пирогами в Питере торгует немецкая фирма «Штолле».
Естественно в отношении духовных вопросов существует еще большая путаница и хаос. В 60х, 70х, 80х годах ХХ века на Западе стало популярным и набрало силу так называемое движение Нью-Эйдж, которое объединило под одну крышу – космическую музыку, гадание на картах Таро, астрологические консультации, разнообразные тренинги личностного роста, возрождающиеся духовные традиции и многое другое.
С упадком христианства и ростом интереса к восточным традициям многие жители Запада увлеклись непрерывным и нередко кажущимся бесконечным исследованием духовных путей и практик. Именно это и сделало движение Нью-эйдж таким популярным.
Во времена российской перестройки множество духовных школ, религиозных традиций, направлений личностного роста хлынуло в «голодную» тогда Россию. До сих пор этот поток, хоть и не полноводно, но все же струится сюда, как с Востока, так и с Запада.
Благодаря этому в России узнали, что такое НЛП, Ребефинг, Холотропное Дыхание, Дзен, Таро, Трансформационная Игра, Гештальт, Рейки, Йога и многое, многое другое. Те или иные формы этих движений прижились на российской почве, некоторые исказились до неузнаваемости, некоторые сохранили себя полностью.
Сейчас, бурное когда-то движение Нью-Эйдж распалось на множество движений, школ, групп и группочек, разобраться в которых порою трудно даже специалисту.
Особенно непросто бывает новичку, который уже дозрел до того, чтобы начать заниматься собой – но вот куда пойти? Как не потерять себя еще больше, в этой куче предложений – курсов, тренингов, консультаций?
Для того чтобы помочь ищущему человеку разобраться в огромном спектре существующих предложений, мы попробуем здесь представить картографию различных школ и течений.
Для этого попробуем распознать базовые ценности (или потребности), доминирующие в том или ином центре, школе, группе …
И различим три основных категории ценностей:
– Здоровье (исцелить болезнь, улучшить самочувствие, сделать свое тело более сильным, энергичным, гибким….);
– Благополучие (почувствовать полноту жизни, радость, удовлетворение, уверенность в себе...);
– Совершенство (стремление познать себя, смысл своей жизни, осознать свою миссию…)
В соответствии с выше обозначенными нами категориями ценностей всё многообразие Путей и тропинок мы систематизировали следующим образом:
Мотивация или Высшая ценность |
Подходы к Деятельности |
Примеры направлений |
Совершенство |
1. работа с сознанием 2. концентрация на пони 3. непривязанность 4. демиургия 5. «вижу правильным» |
Буддзим, Дзог-чен, Дзен, Буддизм, Исихазм, Суфизм, Розенкрейцеры, Школа 4го Пути (Гурджиев) |
Благополучие |
1. работа с энергией и/ 2. концентрация на со 3. вторичность формы 4. «хочу…» |
Ошо, ЭСТ, НЛП, Лайф-спринг, Христианство, Рейки, Гештальт, Ци-гун, Ребефинг, Сай-Баба, Нью-Эйдж, Фиолетовые, Симорон, Шаг в будущее….. |
Здоровье |
1. направленность на тело 2. концентрация на фор 3. прагматичность 4. ведущий глагол – |
Ай-ки-до, Йога (асаны), Таеквон-до, Массаж, Голодание, Уринотерапия, Палсинг, Шейпинг, ЛФК… |
Теперь более подробно рассмотрим эту таблицу:
1. ЗДОРОВЬЕ.
Под здоровьем здесь будем понимать, в основном, ощущение отсутствия болезней в теле.
Понятно, что на этом уровне происходит работа с Прошлыми ошибками и сбоями. Устраняются болезни, которые являются лишь напоминателями о наших неправильных действиях. Например, поднял несоразмерно большой груз – сорвал спину. Оглянувшись вокруг, вы без труда обнаружите массу предложений Целителей, которые готовы исцелить практически от всех болезней и хворей.
Классические направления, стремящиеся культивировать здоровье – это шейпинг, аэробика, тренажерные залы, физкультура, любительский спорт, а также все виды нетрадиционной медицины, например – лечебное голодание, уринотерапия, массажи.… Сюда же мы отнесли боевые искусства, и Хатха -Йогу. В этих школах здоровье не всегда провозглашается, как ведущая ценность, но по факту, здоровье – это основное, к чему эти школы ведут. Как правило, школы направленные на здоровье работают с телом и очень большое значение предают формам. Т. е. сидеть (стоять, стоять, лежать, есть) именно так, и никак иначе.
Во многих школах существуют выверенные годами, столетиями правила – как делать то или иное упражнение – и именно это считается главным. На этом учат концентрироваться.
2. БЛАГОПОЛУЧИЕ.
Опираясь на эту ценность, создаются пространства, где идет работа по психологической адаптации людей к быстроменяющейся внешней среде. Люди получают новые знания, умения, навыки, позволяющие им гармонизиро
вать свои отношения с Миром здесь и сейчас, т. е. в Настоящем. Основной акцентпри этом делается, как правило, на работу с состояниями и энергиями. Такие
группы, как правило, уже не ставят форму (упражнение, последовательность поз,слов, движений) во главу угла, они учат концентрировать внимание на состоянии,хотя часто для этого и используются те или иные формы. Например – ошевские медитации, множество тренингов личностного роста, направления гуманистической психологии и психотерапии, такие как гештальт, психодрама, дыхательныетехники…. Образцом продукта такой школы является человек спонтанный, занимающийся удовлетворением своих желаний, устроенный в социуме, излучающийблагополучие и радость на других….
Эти группы концентрируются на решении задач настоящего с тем, чтобы здесь и сейчас жилось лучше.… Именно поэтому они столь популярны в социуме.
3. И, наконец, третья ценность – СОВЕРШЕНСТВО.
Здесь уже приходиться ориентироваться не на то, что болит из прошлого, не нато, что происходит в настоящем, а на абстрактные Идеалы, т. е. на возможное
Будущее.
Основным инструментом при этом подходе является Сознание. Это – настоящие школы духовного пути. Школы, где формам, да подчас и состояниям предается второстепенное значение, практики могут создаваться из «здесь и сейчас» для каждого адепта или группы людей, где смыслу происходящего придается большое значение, и создается среда, в которой человек может найти себя, найти то, что именно для него, именно сейчас – правильно. Эти школы часто бывают менее популярны… и более сложны. Поскольку ценности совершенства и осмысленной жизни в современном социуме не поддерживаются, скорее наоборот, общество потребления воспитывает винтиков, которые направлены в первую очередь на потребление, то эти группы могут быть очень малочисленны. Признаками такой школы являются – синтез знания и опыта, поиск правильной формы, правильного действия – здесь и сейчас, гибкое оперирование формами и состояниями, а также постоянный поиск смысла. Таким образом, мы различили три основных группы подходов к самосовершенствованию: целительский, гармонизирующий и развивающий.
Однако следует учитывать при выборе собственного пути вверх, что существует и четвёртая категория центров, групп, школ – эклектическая. В неё мы можем отнести те группы, которые вырвали из какой-либо традиции часть и её культивируют, отрицая важность остальных частиц той же системы. Или склеили свою «систему» из кусочков других систем. Или, не разбираясь, используют всё, что нравится, или подворачивается под руку.
Примеры:
Хатха-йога без освоения двух первых ступеней – Йама и Нийама – превращается просто в гимнастику и физкультуру, приводя порой к травмам, а не к исцелению.
Или, Випассана. Это название одной из тысячи буддистских практик. Сегодня же вы можете встретить международную школу Випассаны Гойенко, в которой практикуют только её единственную. И это подаётся как духовный путь!
Христианские секты. Недавно я познакомилась с одной из них в Амстердаме. В ней во славу Христа используют аяхуяску – психоделический напиток из некой южноамериканской лианы, приводящий человека в трансовое состояние.
Подводя итоги можно посоветовать читателю – Будьте внимательны и осознаны. Лучше отмерьте семь раз, а уж потом без сомнений идите вперед и вверх – ведь там нет давки!