Тыну Сойдла (Спб) СТРЕЛА, ЛОТОС И БРАКОСОЧЕТАНИЕ МИРОВ: СКАЗКА О ИВАНЕ –ЦАРЕВИЧЕ И ЦАРЕВНЕ-ЛЯГУШКЕ.

Истинное значение сказки о Иване-царевиче и Царевне-лягушке? Сказка такая простая, такая детская… Нет, загадка есть, и сказка эта на самом деле замечательный пример сохранения сведений о древней метафизике и психотехнике под маской незатейливой детской истории.
Во-первых — стрела Ивана-царевича. О ее происхождении свидетельствует практика «духовной стрельбы из лука» по Сахарову (1993). При этой технике полагается концентрироваться на чакрах, в частности на шестом энергетическом колесе (лотосе) на пути змеиной силы Кундалини (Woodroffe, 1972) — чакре Аджна. И рекомендуется действие — «натягивание тетивы и пуск стрелы». При этом как бы оказывается задействован эпифиз (шишковидная железа, «третий глаз»). И вовлекается внутреннее, то ли небо, то ли точка между бровями. (Могут использоваться и другие чакры, хотя это разговор особый.)
Но почему пуск стрелы и встреча с лягушкой — даже среди лотосов — должны привести к браку с ней? Кажется, что в этом вопросе может что-то прояснить психоанализ, а трансперсональное тут не причем.
Итак, спрашивается, брак — обязательная часть картины? Ответ — неотъемлемая. В Кундалини йоге символ Аджны — сочетание космических символов Лингама и Йони (Feuerstein, 1990; Radha 1981, Woodroffe, 1972), говорящее о священном браке Шивы и Шакти. Через Аджну мы приходим к браку. И — N.B.! — утверждается, что этот брак — залог приобретения знания Истины.
Сразу вспоминается, что имя Царевны лягушки — Василиса Премудрая. Чего это лягушке быть еще премудрой? Потому, что это часть концепции Кундалини йоги. И именно поэтому брак Ивана (Everyman) с лягушкой не просто брак, а брак, выводящий Ивана на более высокий (уже не человеческий — кто-то скажет «ноосферный») уровень сознания. Это пригодится ему на пути героя, на который он вынужденно ступает. По ходу сказки тайная мудрость, тайное знание о помощи и синергии, о смерти страшного праотца, о мировом яйце несущем и жизнь и смерть шаг за шагом входит в человеческий мир Ивана (см. Сойдла, 2008, Soidla, 2008).
Но почему брак именно с лягушкой? Вернемся к Кундалини йоге. Стрела энергии внимания открывает Аджну. Канонический рисунок символа Аджны: Лингам в треугольнике повернутом вершиной вниз (Йони). Такой рисунок Йони что-то напоминает, да, определенно наводит мысль на шаманскую священную Вагину-Лягушку.
Это замечали давно и в разных культурах. Демин (2007) пишет о Баварских верованиях народной медицины, использующих лягушку для практики исцеления женских проблем. Он же вспоминает Онежскую полутораметровую каменную лягушку. И святилище Саваркыла (лягушачье) на границе Васюганского болота под Томском — где женщины приносили жертвы Царице-Лягушке.
Все же, перекличка она перекличка и есть. Не более. И может, лягушка тут подвернулась случайно? Отвечаем: вот уж нет. На лягушку косвенно указывает многое. Она 1) обитает на физическом плане среди водных растений, в частности среди лотосов — физических символов чакр; 2) для представителей многих культур Европы и Азии напоминает по форме Вагину и служит для женского культа и целебных практик и 3) last but not least, ее сестричка, жаба, синтезирует психоделическое вещество (буфотенин), транспортирующее человека в Измененное Состояние Сознания, или в Иные миры, если Вам так нравится. Список мифологических черт лягушки можно продолжить. Любители подобных перекличек найдут кое-что в книге Демина (2007).
Кстати, стрельба из лука и брак. Кого-то это нам напоминает…, ну, конечно же, Амура. Казалось бы, образ бесконечно далекий от лягушки в болоте. Но после всего сказанного все же возникает подозрение — не имеем ли мы здесь развитие все того же древнего индоевропейского сюжета?
Еще одно спорное высказывание: Может быть, напиток богов, Амрита, чьим хранителем по мнению того же Демина (2007) был Кощей-Кашьяпа, в известном смысле передается в этом браке Ивана с Кощеевой дочкой в мир смертных. Да, вы не забыли? Василиса Премудрая — по крайней мере, в некоторых вариантах сказки — дочь Кощея. (А путь человека к Амрите, конечно не может не быть путем героя.)
Нужна ли нам сегодня вся эта метафизика, пришедшая из глубины веков? Кажется да. Ведь брак Ивана с Василисой не просто брак между мужчиной и женщиной — это брак с Иным. Сделаем шаг назад, и добавим тихо, что это сон в Великую ночь, перед тем как вспыхнет Свет.
Как и в других частях нашей историко-мифологической экскурсии (Сойдла, 2008, Soidla, 2008) мы видим, что древняя метафизическая схема становится платформой, на которой монтируется сказочно-авантюрный сюжет. В результате в детской комнате новой цивилизации вместе со сказкой выживает и некоторое, ожидающее своего часа прото-метафизическое знание.

Литература
Демин В. Гиперборейские тайны Руси. М.: Вече. 2007.
Сахаров Б. Открытие третьего глаза. В сборнике Mediatio-1. Киев: Преса Украiни. 1993.
Сойдла Т. Кладовая солнца. Многовековой сон мудрости среди реквизита сказок и корней слов: Сварог и Кощей. Вестник Балтийской Педагогической Академии 80 .2008.
Feuerstein G. Encyclopedic dictionary of Yoga. N.Y.: Paragon House. 1990.
Radha Swami Sivananda. Kundalini: yoga for the West. Boulder & London: Shambhala. 1981.
Soidla T.R. Quiet life of wisdom in language and fairy tales: Svarog and Koschei. Sutra 1(1), 104-106. 2008.
Woodroffe J. The Serpent Power. Madras: Ganesh. 1972