ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Ветрова Татьяна Вячеславовна,
член БПА, Россия, Спб
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация: В статье автор определяет и анализирует проблемы,
возникающие при реализации программы учебно-исследовательской
деятельности учащихся старших классов средней школы, а также определяет пути их решения посредством реализации программы сотрудничества представителей высшей и средней школы.
Ключевые слова: ФГОС, учебно-исследовательская работа школьников, исследовательские проекты, учебно-исследовательская деятельность, метапредметные исследования, взаимодействие средней и высшей школы.
5
Vetrova Tatiana Vyatcsheslavovna
PROBLEMS OF ORGANIZING EDUCATIONAL
AND RESEARCH ACTIVITIES OF SECONDARY SCHOOL
AND POSSIBLE WAYS TO SOLVE THEM
Abstract: in the article, the author identifies and analyzes the problems
that arise in the implementation of the program of educational and research
activities of high school students, and also determines the ways of their
solution through the implementation of a program of cooperation between
representatives of higher and secondary education schools.
Keywords: FSES, educational and research work of schoolchildren,
research projects, educational and research activities, metasubject research,
interaction of secondary and higher schools.
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров
Новые федеральные государственные образовательные стандарты
(ФГОС) включают в себя обязательное выполнение учащимися в процессе освоения школьной программы социально значимых учебно-исследовательских проектов.
Необходимость включения данного вида деятельности в образовательные стандарты обусловлена особенностями социально-экономического развития современного общества, диктующего увеличение
потребности в быстро адаптирующихся к постоянно изменяющейся
ситуации, креативно и творчески подходящих к решению возникающих проблем личностях.
В ходе учебно-исследовательской деятельности учащийся превращается в активный субъект научного познания, развивая при этом умения и навыки ориентации в информационном пространстве, структурирования и анализа получаемой информации, приобретает способность
критически мыслит и делать логические выводы. При этом приобретаются навыки постановки цели исследования, выявления проблемы,
выдвижения гипотезы, формулирования задач, объекта и предмета
6
исследования, использования методов научного познания, обобщения
полученных результатов, подведения итогов и изложения выводов.
Выполнение в процессе школьного обучения исследовательских
проектов позволяет:
– дать старт формированию научного мировоззрения учащихся;
– освоить методологию, получить начальные навыки научного исследования;
– расширить их кругозор в предметных и метапредметных областях
знания;
– сформировать социальных опыт в данном виде деятельности;
– развить способности учащегося к самоорганизации.
Кроме того, выполнение данного вида деятельности приведёт к
более серьезной профессиональной ориентации учащихся через глубокое погружение в круг проблем изучаемой отрасли знания и практического ознакомления с профессиональными компетенциями, необходимыми для грамотного выполнения обязанностей в данной сфере.
И, наконец, серьезное занятие учебно-исследовательской деятельностью в рамках школьной программы позволит выявлять талантливую
молодежь, имеющую способности к занятию научно-исследовательской
деятельностью.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что исследовательская деятельность школьника не является лишь одним из методов обучения, а представляет собой стратегию и путь трансформирования обучения в самообучение и саморазвитие учащегося.
Вместе с этим, в процессе практической реализации программы
учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся организаторы данного вида деятельности сталкиваются с рядом проблем.
Перечислим основные из них.
1. При внесении данного вида деятельности учащихся в ФГОС не
были в полной мере учтены организационно-методические моменты:
– зачастую школьные учителя могут не иметь достаточной квалификации для руководства исследовательскими проектами и тем
самым обеспечить достаточный уровень выполнения социальных
проектов или учебно-исследовательских работ;
7
– в школе отсутствует необходимая для выполнения исследовательских работ научная база;
– 100-процентноя вовлечённость учащихся в проектную деятельность не позволяет обеспечить качественное руководство данным видом деятельности силами лишь педагогического персонала
школы;
– учителя-предметники не всегда могут осуществлять руководство
проектами метапредметной направленности;
– дополнительная нагрузка на учителя по руководству учебно-исследовательской деятельностью учащихся не учитывается в общей
педагогической нагрузке.
Отметим при этом, что под «метапредметностью» в данном контексте понимается «обращение к основам предмета, его изначальному
смыслу, что ведет к целостному восприятию мира, к универсальной
надпредметной деятельности. Метапредметность представляет собой
способ мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам, но, в то же время, включающего его» [9].
2. В настоящий момент существует ограниченное количество методических материалов для учителей школы, в то время, как полностью
отсутствуют учебные и учебно-методические пособия для учащихся
средней школы по выполнению учебно-исследовательских работ и
социальных проектов, которые бы давали знания в данной области с
учётом возрастных и психологически особенностей учащихся.
3. Кроме того, в открытом доступе не имеется экспертного анализа
подготовленности учащихся к выполнению данного вида учебной деятельности, что, соответственно, лишает педагогов возможности выбора
эффективных методов и методик обучения и подготовки к данному
виду деятельности.
Федеральные образовательные стандарты дают определение личности учащегося - исследователя как:
«– креативно и критически мыслящего, активно и целенаправленно
познающего мир, осознающего ценность образования и творчества
для человека и общества,
– владеющего основами научных методов познания окружающего
мира,
– мотивированного на творчество и инновационную деятельность,
8
– готового к сотрудничеству, способного осуществлять исследовательскую проектную и информационно-познавательную деятельность».
Однако следует отметить, что стандартами предписывается выполнение исследовательских работ всеми, без исключения, учащимися
средней школы, а, следовательно, предполагается, что вышеописанными навыками владеют 100% учащихся старших классов средней
школы. При этом в открытом доступе отсутствуют данные научных
исследований относительно готовности и подготовленности учеников
к данному виду деятельности.
4. Также отмечается отсутствие единого стандарта выполняемой
учащимся учебно-исследовательской работы или социального проекта
в зависимости от возраста и подготовленности учащихся.
5 Не существует и методики оценивания достижений учащихся в
метапредметной области исследований, поскольку система оценок в
средней школе является сугубо предметной, и, следовательно, отсутствует стройная система стимулов для учащихся проводить исследования такого рода.
6. Открытым остаётся и вопрос, какие льготы следует предоставлять учащимся, имеющим особые достижения в научной деятельности
(победы на Всероссийском и международном уровне)?
Действительно, если ФГОС определяет данный вид учебной деятельности как «особо значимую деятельность», особые достижения в
метапредметных исследованиях должны предоставлять талантливым
учащимся преимущества при поступлении в высшие учебные заведения научно-исследовательской направленности (научно-исследовательские университеты) по аналогии с достижениями в монопредметных олимпиадах и иных конкурсах и соревнованиях.
7. Отдельное внимание необходимо уделить материальной базе
средней школы и ответить на вопрос: сможет ли школа, даже при решении всех вышеперечисленных проблем, обеспечить выполнение исследовательской работы на достаточно высоком уровне?
Как указывает доцент Нижегородского института развития образования Л. И. Асанова, исследовательская работа старшеклассников
должна носить «выраженный научный характер», должна выполняться
с привлечением «специалистов и учёных из различных областей знаний» «вне школы – в лабораториях вузов..» [1]. Однако при этом не указывается, каким образом и за счет каких ресурсов данная работа может
быть осуществлена.
9
8. Одновременно отметим, что учащиеся старших классов средней
школы, в силу своих возрастных особенностей, являются наиболее чувствительными к фальши и лжи. Вследствие чего выполнение псевдонаучных исследований и псевдосоциальных проектов не только является
крайне непродуктивной деятельностью, но и зачастую сопровождается
активным сопротивлением с их стороны и не приводит к достижению
даже каких-либо формальных результатов.
Решению вышеупомянутых проблем может способствовать практическая реализация проекта, целью которого явится разработка путей
взаимодействия средней школы, представителей научного сообщества
и высшего образования в подготовке школьных исследовательских проектов.
Предполагается, что эффективная исследовательская работа старших школьников может проводиться лишь при наличии внешнего руководства с привлечением профессорско-преподавательского состава
высшей школы.
Научная и материальная база высших учебных заведений позволит
вывести учебно-исследовательскую работу учащихся средней школы на
качественно новый уровень и предоставит возможность осуществления
действительно социально значимых проектов.
В ходе выполнения проекта предполагается наметить возможные
пути взаимодействия представителей средней и высшей школы в целях
формирования качественной модели непрерывного образования и
опытным путем определить наиболее эффективные из них.
В процессе осуществления данного проекта предполагается решить
следующие задачи:
1. Провести анализ подготовленности учащихся старших классов
средней школы к выполнению учебно-исследовательских работ и
социальных проектов в общеобразовательных учреждениях (гимназиях, лицеях, школах, частных школах) ряда регионов.
2. Разработать программу и осуществить подготовку учащихся к данному виду деятельности.
3. Организовать написание исследовательских работ учащимися
средней школы под внешнем руководством преподавателей высшей школы на базе ведущих вузов Санкт-Петербурга. Данную
работу предполагается осуществлять по 3 направлениям с проведением последующего анализа эффективности образовательных
моделей:
10
– по классической форме персонального научного руководства
каждым проектом;
– по подготовке метапредметных учебно-исследовательских работ
под коллективным руководством преподавателей высшей школы,
входящих в учебно-методический научный центр;
– по дистанционному научному руководству выполнения метапредметных исследовательских работ учащимися школ, находящихся за пределами региона.
4. Подготовить и издать учебное пособие для учащихся средней
школы, посвященное истории, философии науки, методике подготовки и написания исследовательской работы, которое было бы
адаптировано к возрастным особенностям восприятия информации учащимися.
5. Результаты учебно-исследовательской деятельности учащихся
представлять на Межрегиональной научно-практической конференции «Зимичевские чтения», проводимой ежегодно в память
действительного члена Балтийской педагогической академии,
доктора психологических наук, профессора А.М.Зимичева на базе
авторской федеральной инновационной школы «Унисон».
6. Лучшие работы, по заключению экспертной комиссии, предполагается рекомендовать к участию во всероссийских и международных
конференциях (с проведением дополнительной подготовительной
работы к формату мероприятия).
7. Материалы, представленные на конференции, публиковать в сборниках трудов научно-практической конференции «Зимичевские
чтения».
8. Итоги проекта (с определением наиболее эффективной модели
взаимодействия в рамках подготовки учебно-исследовательских
проектов и разработкой методики данного взаимодействия) опубликовать в научном отчёте/коллективной монографии по результатам выполненной работы.
Реализация такого образовательного проекта позволит в полной
мере ответить на главный вопрос, возникающий в связи с организацией
учебно-исследовательской деятельности старшеклассников средней
школы: как наиболее результативно и качественно осуществить взаимодействие средней школы и её социальных партнёров в интересах
учащегося и, тем самым, повысить эффективность образовательного
процесса.
11
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Асанова, Л.И. Исследование качества образования: от международного к российским. // Химия в школе. - 2019. - № 5. - С.47 - 49.
2. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников / Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова, А.П.Чернявская // Завуч. - 2014.- № 2. - С.94-117.
3. Белозерова, О.М.  Организация и реализация проектной деятельности учащихся среднего звена и старшей школы // Завуч. - 2016. - №
8. - С.89-95.
4. Букреева, И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников
как один из методов формирования ключевых компетенций / И.А.
Букреева, Н.А. Евченко // Молодой ученый. –2012. – № 8 – С. 309-312.
5. Валеева, О.А. Технологическое обеспечение организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. – 2017 – № 6.
6. Глухарева, О.Г.    Влияние проектного обучения на формирование
ключевых компетенций у учащихся старшей школы / О. Г. Глухарева
// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014.- № 1. - С.17-24.
7. Казачкова, М.Б.    Проектный метод как средство повышения качества образования // Исследовательская работа школьников. - 2013.-
№ 4. - С.115-122.
8. Лазарев, В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка
// Управление образованием. - 2016.- № 4. - С.42-53.
9. Метапредметный подход в современном образовании в условиях
реализации ФГОС / О.В.Станкевич, С.В.Шевченко, Е.Ю.Баркалова [и
др.] // Молодой ученый. - 2017. - № 50 (184). - С. 271-274.
10. Новикова, О.В.  Организация проектной деятельности обучающихся
с использованием внешних ресурсов школы / О.В.Новикова, Н.С.
Прибылова // Методист. - 2015. - № 8. - С.61-63.
11. Поташник, М.М.  Проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе ФГОС (суть, сходство и различие, профанация и грамотная реализация) / М. М. Поташник, М. В. Левит // Завуч. - 2016.-№
1. - С.4-25.
12. Шустова, И.Ю.    Организация проектной деятельности школьников: этапы, содержание, рефлексия / И. Ю. Шустова, А. Ю. Нуруллова
// Завуч. - 2016.- № 7. - С.110-127.
13. Юрьева, С.С. Учебно-исследовательская деятельность на уроках
немецкого языка как форма самореализации и личностного роста
учащихся старших классов // Педагогическое образование в России.
- 2018 - № 2 - С. 65-73.