Рефлексия в дыхательных практиках трансперсональной психологии

Рефлексия в дыхательных практиках трансперсональной психологии

 

Аннотация: cтатья написана на основе наблюдений за результатами, которые получали участники во время дыхательных практик. Целью наблюдений было: поиск метода увеличения эффективности дыхательных практик участников.

Под дыхательной практикой мы будем понимать дыхательный процесс и проговор (рефлексию) после процесса.

Abstract: The article is written on the basis of observations of the results that the participants received during breathing practices. The purpose of the observations was to find a method to increase the effectiveness of the participants ' breathing practices.

By breathing practice, we will understand the breathing process and the verbalization (reflexion) after the process.

 

Ключевые слова: дыхательная практика, дыхательный процесс, рефлексия.

Key words: breathing practice, breathwork techniques, breathing process, reflexion.

 

“Рефлексия — способность человека смотреть на себя со стороны”[1].

«Рефлексия - способность Я обращать внимание на самого себя посредством разума”[2].

Способность рефлексировать П. Тейяром де Шарденом [3] была обозначена способностью присущей только человеку, человек познающий мир с помощью этой способности может «уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь».

 

В дыхательных практиках в Европейской Школе Дыхания принято после дыхательного процесса уделять время проговору. Участники процесса рассказывают инструктору и остальным участникам: как они начали дышать, что происходило с телом, какие были ощущения и как они менялись во время процесса, какие возникали эмоции, чувства, мысли, ситуации из прошлого, в которые они попадали во время дыхательного процесса. И процессы и рассказы у каждого участника индивидуальные. То, как участник описывает процесс, зависит от многих факторов, в частности: от умения облекать в слова воспринятое, от его тезауруса, от умения рефлексировать.

 

Описывая дыхательный процесс участник, тем самым, создает свой текст процесса, и далее он может исследовать свой текст: соотнести с событиями своей жизни, найти повторяющиеся события, соотнести элементы процесса с моделью С. Грофа «Картографией сознания» (далее в тексте - КС) [4].

 

 Сделать это он может с помощью инструктора – это назовем интерпретацией, или самостоятельно – т. е. отрефлексировать: в каком слое по КС он находился в разные моменты процесса, был ли он только в биографическом слое или прошел глубже – в перинатальный, а может еще глубже? Или он не попал в процесс, а находился в абстрактном слое. Он может обнаружить свой сенсорный барьер, через который он прошел или не смог его преодолеть.

 

Рассказывая о своем дыхательном процессе в каждой дыхательной практике, участник запоминает больше деталей процесса, начинает подбирать слова для описания, учится смотреть из разных контекстов на свои ситуации. Исследуя и наблюдая уже более 20ти лет, мы отметили такой факт: практикуя дыхательные техники участники, постепенно, на проговорах развивают свою способность рефлексировать. А участник с хорошей рефлексией в своих рассказах находит новые знания о себе, и может сам разобраться и понять – что с ним происходило в процессе, в том переживании, куда он попал и почему, и исцелить психическую травму (не дожидаясь следующих практик, инсайтов или самоисчезновения травмы).

 

«Рефлексия, как построение картины осуществленной деятельности, дает текст (в широком смысле), т.е. материал открытый наблюдению, критике и последующему изменению. Человек конструирует из существующих компонентов тезауруса новые модели. Однако еще более важно то, что рефлексия является тем механизмом, который позволяет сделать неявное знание явным. Она является тем шунтирующим подсознание механизмом, откуда при определенных обстоятельствах мы извлекаем значительно больше, чем нам кажется, что мы знаем». [5]

 

Мы пришли к выводу, что рефлексия сама по себе является мощным инструментом. То есть, даже не занимаясь дыхательными практиками, а развивая способность рефлексировать можно достичь хороших результатов в исцелении психических травм.

 

1. Мириманова М. С. “Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр.  М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 320 с.

2. Широков Г. А., 2020. Дискуссия о рефлексии на Интеллектуальном Клубе, https://youtu.be/2tEHD-1EZJs

3. Тейяр де Шарден П. «Феномен человека». М.: «Наука», 1987, С.136.

4. Станислав Гроф «За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии» [пер.: А. Киселев] М.: Ганга, 2018 – 528 с.

 5. Мириманова М. С., 2001. Статья «Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем», http://prosvetlenie.daism.ru/zhurnal/shi/refleksiya-kak-mekhanizm-razvit...

 

 Уткина Наталия Викторовна (Москва).

В 2002–2003 прошла курс по психологии у Гиппенрейтер Ю.Б, МГУ. Психолог, кандидат психологических наук. В 2012 году стала инструктором по дыхательным техникам. Психологическое образование получила в Международном институте интегративной психологии (Ярославль), и там же защитилась в 2017 г. В настоящее время продолжается обучение и совершенствование в избранной области.